SI-remont.ru
 Вся информация о ремонте
   
 
 
Строительные смеси
Статьи Потолки
Полы
Обратная связь Карта сайта

Реставрация художественного паркета

Если бы кому-нибудь пришло в голову провести конкурс на самый стильный и красивый пол, победителем в таком состязании наверняка стал бы художественный паркет. Узорный ковер может быть геометрически выверенным или напоминать полотно абстракциониста. Может быть создан из родных для нас дуба, бука, клена, ясеня или ошеломлять многоцветьем венге, палисандра, мербау, скумпии, тиса, тигрового дерева и амаранта. Может достаться «в наследство» от давно ушедших мастеров или быть созданным руками наших современников. Сегодня художественный паркет — высшая ступень мастерства паркетчиков и дизайнеров и показатель вкуса владельцев дома.
Императоры – потомкам. Древнее искусство укладки паркета за две с лишним сотни лет претерпело немало изменений. Менялась мода. Так, король Фридрих Великий полагал, что наиболее приличествующей дворцовому интерьеру является благородная укладка «рыбий скелет», а сегодня любой эстет пренебрежительно кривится при виде той самой императорской «елочки». Банально, дескать, нам чего покруче подавай! Менялись толщина клепок, размер щита и устройство подосновы — вряд ли хоть в одном современном особняке вам встретятся вентилируемые паркеты. До неузнаваемости изменился рабочий инструмент мастеров-паркетчиков — интересно, как отреагирует современный мастер, если предложить ему шлифовать паркет рыбьей кожей? А для мастеров прошлых столетий это было самое что ни на есть обычное дело. Никто не пожелает возвращаться к костному клею и сложным растительным лакам, никто не захочет колоть дерево вручную «по волокнам» и вырезать из получившихся дощечек паркетины. Ушли в прошлое знаменитое «графье» (вырезанный на дощечках паркета тонкий узор, залитый для большей яркости черной смолой), подкраска и «подкуривание» дерева, интарсия тонкими пластинками шпона. Но все же иногда мастерам приходится обращаться к опыту прошлых столетий и стараться сделать так, чтобы их работа была неотличима от работы предков. Реставрация художественного паркета — дело, несомненно, очень сложное и почетное.
Всегда ли реставрация целесообразна?
Далеко не всегда. Это работа сложная, очень трудоемкая и дорогая. Даже в интерьерах, имеющих несомненную художественную ценность, полы зачастую воссоздаются, а не реставрируются. Современные мастера укладывают паркет, руководствуясь эскизами прошлых лет, историческими данными либо внешним видом «доставшегося по наследству» пола. Новый паркет выглядит как его антикварный предшественник, но вполне может не быть точнейшей копией (возможны даже варианты, когда рисунок и породы дерева совершенно иные, а более или менее точно сохранен лишь стиль). Как ни прискорбно, стиль тоже может пострадать. Достаточно сказать о паркетных полах в Кремле, изготовленных одной итальянской фирмой: с точки зрения непрофессионала выглядит красиво, но со старинным паркетом и рядом не лежало, поэтому многие специалисты справедливо возмущаются. Совсем недавний пример — реконструкция Константиновского дворца в Стрельне под Санкт-Петербургом. Первоначальный пол там попросту не сохранился, поэтому мастерам московской компании «Ковчег-пар кет» при воссоздании 1500 кв. м узорных паркетов пришлось ориентироваться на рисунки прошлых лет и дошедшие до наших дней полы в Эрмитаже, относящиеся к несколько более позднему периоду. Во многих случаях, если речь не заходит о национальном достоянии, паркетчики рекомендуют именно создавать новый пол в нужном стиле, а не реставрировать старый. В «Дом паркета» как-то обратилась обеспеченная клиентка. Она приобрела фамильный московский особняк и пожелала точно восстановить интерьер, некогда принадлежавший ее предкам. Выяснилось, что полы невозможно отреставрировать: замечательный старинный паркет, за которым никак не ухаживали, был испорчен всевозможными загрязнениями на всю толщину паркетных плашек. Поэтому его пришлось полностью переделать, сохранив при этом прежний рисунок и подобрав подходящие породы дерева.
Как быть, чтобы вашему дворцу не потребовались услуги реставраторов?
Прежде всего, паркет должен быть добросовестно и правильно уложен. Если основанием для него служат прогибающиеся доски или голый бетон, а при укладке, шлифовке и покрытии пола лаком были нарушены все мыслимые и немыслимые стандарты, о долгой службе пола лучше и не мечтать. Но даже за идеально сделанным паркетом — не только художественным, но и простенькой «палубой» — необходимо регулярно ухаживать. Перепады влажности для натурального дерева губительны. Это особенно актуально, если в состав паркета входит древесина экзотических пород. Оптимальный режим для паркета — 40-60% влажности воздуха при температуре 20-22° С. Нужно заметить, что эти условия одновременно являются наиболее благоприятными и для нашего здоровья, так что не стоит отказываться от увлажнителей воздуха. Особенно зимой, когда батареи «жарят» вовсю. Вопреки расхожему мнению, паркет не слишком боится воды. При уборке лучше не ограничиваться пылесосом, а протирать пол мягкой влажной тряпкой. Еще лучше, если в воду будет добавлено специальное средство по уходу за паркетом: лак продержится дольше, перешлифовка и повторное покрытие лаком потребуются не раньше, чем через 7-10 лет. Естественно, все вышесказанное справедливо лишь при условии бережного обращения: если на паркет не совершают ежедневных «набегов» гостьи в туфельках на «шпильках» или по дому не разгуливает крупная собака. Немного внимания — и лично для вас реставрация паркета останется лишь темой журнальной статьи, но никак не поводом для беспокойства. А сам паркет будет радовать многие поколения вашей семьи.
При реставрации паркета часто невозможно использовать те же породы дерева, что некогда были использованы для его создания. Аналогичная древесина может быть недоступна, если, к примеру, данная разновидность дерева полностью вырублена или перешла в разряд редких, охраняемых. Тогда приходится подбирать породу, совпадающую с «подлинной» не только по цвету и текстуре, но и по физическим характеристикам. Ведь каждый сорт обладает своей твердостью, плотностью и стойкостью к истиранию, каждый по-своему реагирует на перепады влажности. Если не учитывать этих особенностей, а выложить паркет, подобрав только нужные цвета, долго такой пол не прослужит. Более мягкие участки будут истираться быстрее, поэтому поверхность паркета утратит гладкость. Одна и та же порода древесины меняет узор в зависимости от распила -реставраторы должны учитывать и это, иначе восстановленный паркет приобретет «пестроту», несвойственную оригиналу.
следует заметить
Не всякая паркетная фирма возьмется осуществить банальный ремонт и перециклевку старого паркета, что же говорить о реставрации. Этот сложнейший процесс требует не только высочайшего мастерства, глубокого знания паркетных технологий, но и наличия специального оборудования: совершенные ленточные и плоскошлифовальные машины, точнейшие угловые пилы и резаки с конусными шкалами и т.д.
 

 
Главная -> Статьи -> Реставрация паркета